|
Онлайн консультант
Хижняк Алексей Тел. +7 (495) 785-56-1201.10.2007 Создаем инвесткомпаниюНа первый взгляд может показаться, что ключевой фактор банален — деньги. Но это опасное заблуждение при создании инвестиционной компании, считает генеральный директор брокерского дома «АГ Капитал» Александр Свинцов. Безусловно, потребуется определенная сумма, чтобы пройти лицензирование, подобрать первых сотрудников и приступить к обслуживанию клиентов. Например, фондовому центру «Инфина», появившемуся около года назад, на начальном этапе хватило 40 млн рублей, рассказал его генеральный директор Сергей Шевчук. Но одного стартового капитала недостаточно, чтобы бизнес реально заработал и вышел на точку окупаемости. Даже «образцово-показательным» молодым брокерским домам с хорошей командой и свежими идеями зачастую сложно закрепиться на рынке. Инвесторы охотнее сотрудничают с хорошо известными компаниями, отмечает генеральный директор «Опциона» Евгений Аврахов. К примеру, с новичками почти не работает УК «Альянс Росно УА». «Брокеры, созданные „с нуля“, обычно не обладают достаточной надежностью и финансовыми ресурсами, которые обеспечивали бы высокий уровень сервиса и позволяли предлагать лучшие цены сделок», — объясняет такой подход портфельный управляющий «Альянс Росно УА» Максим Бекенев. Исключением могут быть лишь ситуации, когда брокерским бизнесом начинает заниматься крупная международная структура. Недавние примеры — FIM и East Capital. Ради рейтинга. При этом лишь немногие оставшиеся в списке банки и инвесткомпании уделяют брокерскому бизнесу серьезное внимание и рассматривают его как один из ключевых видов деятельности. Имена крупнейших игроков неизменно фигурируют в биржевых рейтингах. И может показаться, что путь к вершине этого «айсберга» закрыт для новичков. «Новым инвесткомпаниям можно закрепиться только в торговле акциями второго-третьего эшелонов. Да и в этом случае значительную долю рынка уже не завоевать», — полагает Максим Бекенев. Начальник клиентского отдела БФА Виктория Константинова тоже пессимистична в оценках, но при этом отмечает: «У менее известных компаний тоже есть преимущества. Считается, что они выше ценят каждого клиента и вынуждены предлагать конкурентные цены». Некоторым игрокам все же удавалось быстро взбираться по рейтинговой «лестнице». Так, брокерская компания «Ди Си Кэпитал», основанная в начале 2007 года, уже в мае заняла девятое место на ММВБ по объему сделок с акциями в основном режиме торгов. По итогам июля-августа она переместилась во вторую десятку. Костяк клиентской базы состоит из опытных трейдеров, которые пользуются спекулятивными стратегиями и тем самым обеспечивают стремительный рост оборота, объясняли в «Ди Си Кэпитал». Отметим, что оборот на биржах — весьма ценный показатель, поскольку высокие строчки в рейтингах торговых площадок помогают привлечь к себе внимание инвесторов. В принципе же, существуют способы искусственно раздуть объем сделок, и некоторые российские компании прибегали к такой практике, рассказывал «Ф.» вице-президент крупной инвестиционной группы. Вредная универсальность. «Опцион» специализируется на операциях с биржевыми деривативами. Евгений Аврахов уверен, что ниша выбрана правильно: «Даже „гранды“ пока уделяют этому направлению недостаточно внимания, а, учитывая взрывной рост срочного рынка в России, места на нем хватит всем. Плюс мы предлагаем вложения в зарубежные производные инструменты, а об этом пока мало кто думает». «Ди Си Кэпитал» делает основной упор на услуги интернет-трейдинга и доверительного управления. Привлечь первых клиентов помогла личная известность некоторых совладельцев бизнеса (президент Дмитрий Джевала и генеральный директор Никита Четвертных работали в ИК «Ист Кэпитал»). «На российском рынке не было прецедентов, чтобы руководитель компании непосредственно участвовал в процессе торгов и управлял активами клиентов. За счет этого снимаются барьеры в общении и повышается уровень лояльности, ведь вся информация сразу идет от первого лица», — акцентирует внимание Дмитрий Джевала. Проблема с кадрами. Сформировать сильную команду не Залог успеха новичка — это инновационность предлагаемых продуктов и сервисов, продолжает Евгений Аврахов. Фондовые рынки бурно развиваются, стираются границы между странами, многие крупные инвесторы сегодня работают с активами в других регионах. Для принятия инвестиционных решений им необходим постоянный доступ к огромному объему информации и возможность ее проанализировать. «В таких условиях без использования новейших технологических решений вы не сможете успешно конкурировать. Трудно будет предложить инвесторам продукт, который их заинтересует», — рассуждает Александр Свинцов. Чтобы обеспечить эффективную работу брокерского дома «АГ Капитал», который обслуживает ряд крупных участников рынка, в том числе зарубежных, пришлось выстроить много внутренних бизнес-процессов, решить вопросы интеграции информационных систем, наладить взаимодействие с клиентами и контрагентами. Конкуренты помогут. Финансовые результаты нового проекта зависят от многих факторов. «Как таковой формальный бизнес-план мы не составляли, но, конечно, приблизительно подсчитывали ожидаемые затраты и сроки окупаемости. По нашим оценкам, это займет два-три года. Пока ничего в этих расчетах корректировать не пришлось», — делится Евгений Аврахов. Несмотря на юридические сложности и проблемы с поиском специалистов, все же самое сложное для новой компании — привлечение инвесторов, многие из которых весьма консервативны в выборе брокера, считает он. Олег Мальцев Вернуться к списку статей Версия для печати |