07.04.2008
Биржевая торговля деривативами
Одной из основных, если не основной, сфер разумной деятельности человека является удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Эти потребности столь же многообразны, как и окружающий человека мир. Все, связанное с удовлетворением потребностей, может быть товаром и иметь свою цену.
Денежные средства находятся в постоянном обращении, что позволяет наиболее полно удовлетворять возникающие в том или ином месте потребности. Потребности меняются в качественном и количественном отношении, что определяющим образом влияет на стоимость их удовлетворения. Потребности изменяются постоянно, что вызывает и постоянное колебание цен.
Определение, или котировка цены на товар основана не только на прямом соотношении спроса и предложения, но и на тенденции такого соотношения, что явилось причиной возникновения торговли фьючерсными сделками, которую будет рассмотрена в настоящей статье.
Примерно в середине девятнадцатого века производители и потребители определенных товаров начали проводить регулярные встречи, во время которых происходило заключение сделок купли-продажи, вырабатывались общие стандарты качества и правила ведения дел. Места проведения таких встреч назывались биржами. В середине-конце девятнадцатого века по всей территории США насчитывалось около 1600 бирж, которые в основном находились на узловых железнодорожных станциях и в речных и морских портах.
Любой рынок может функционировать лишь при наличии достаточно устойчивой группы покупателей и продавцов. Причем это касается любой группы товаров, начиная от зерновых и кончая консультационными услугами.
Совершенствование средств связи и развитие транспортных средств и инфраструктуры привело к осознанию целесообразности создания более централизованных центров торговли. Например, крупные товарные склады, созданные в Чикаго и Нью-Йорке, гораздо эффективнее мелких местных бирж занимались распределением товаров. Результатом такой экономической эффективности является то, что большинство товарных бирж США расположены именно в этих двух крупнейших городах.
Можно сказать, что действующие в настоящее время биржи являются результатом объединения более мелких бирж. Однако процесс централизации далеко не завершен. Например, в 2007 году произошло слияние CME и CBOT, двух ведущих американских бирж из Чикаго.
Таким образом, если примерно сто лет назад в США насчитывалось более 1000 бирж, то сегодня их число не превышает 10.
Как же происходят биржевые торги?
Впрошлом товары доставлялись непосредственно на рынок, где и производился их осмотр и отбор покупателями. После осмотра и отбора товара начинался сам торг. При этом существовала и конкуренция внутри групп покупателей и групп продавцов: одни покупатели пытались перебить цену другим покупателям, повышая, таким образом, цену на товар, а продавцы, в свою очередь, в борьбе за покупателя снижали цену. Так создавался и функционировал рынок.
На современных биржах реальные товары отсутствуют. Участники рынка могут заключать сделки, даже никогда воочию не увидав, как выглядит баррель нефти или унция золота. Вместо товаров торговцы, или трейдеры, используют фьючерсные контракты. Фьючерсный контракт представляет собой набор обязательств на покупку/продажу товара определенного качества. В нем также указываются цена, конкретный срок покупки/продажи и конкретное место проведения сделки. Фьючерсные контракты имеют стандартную форму, что позволяет всем участникам рынка играть по одинаковым правилам. Фьючерсный контракт является юридическим документом, что предполагает наличие правовых последствий для сторон по контракту.
Для снижения рисков применяется хеджирование, при помощи которого производители и потребители пытаются снизить риски неблагоприятного изменения цен на акции, товары, валюты и т.д.
С другой стороны биржевые игроки, или спекулянты, пытаются заработать на рыночных колебаниях цены и берут на себя рыночные риски. Обычно им не нужен реальный товар, они пытаются заработать на том, что заставляют рынок следовать избранному ими направлению.
Биржевые спекулянты оказывают существенное влияние на ценообразование, так как именно ими, в основном, определяются размах торгов и наличие достаточных объемов денежных средств. Недостаток ликвидности повлечет за собой резкое уменьшение числа сделок. Для обеспечения ликвидности многие биржи используют специальных брокеров, которые обязаны выставлять двусторонние котировки на определенный объем контрактов. Таких брокеров называют специалистами или маркет-мейкерами, то есть «создателями» или «делателями» рынка.
При этом очень важно подчеркнуть тот факт, что сами биржи не влияют на ценообразование. Цены на товары определяются только участниками рынка, будь то хеджеры или биржевые спекулянты. Естественно, что, если заказов на покупку больше, чем заказов на продажу, то рыночные цены растут. Противоположная ситуация вызывает падение цен.
Благодаря развитию технологий, процесс торгов в настоящее время полностью автоматизирован. Тем не менее, часть торгов традиционно проводится в «яме» - это, так называемый, голосовой рынок.
"Яма" - это площадка круглой или многоугольной формы в помещении фондовой, товарной или срочной биржи, на которой проводится торги определенным товаром или финансовым инструментом; она обычно представляет собой углубление в полу с несколькими ступеньками, что и дало название этой площадке. На крупных биржах, как правило, имеется не менее двух-трех "ям". Голосовой рынок - это рынок, представленный продавцами и покупателями, собирающимися в определенное время для торговли определенным товаром и взаимодействующими друг с другом путем выкрикивания предложений о покупке или продаже.
Несмотря на внешнее впечатление беспорядка, голосовой рынок является очень точно методически отработанным процессом. Он позволяет использовать на рынке только наилучшие предложения по купле и продаже, что сказывается самым благоприятным образом на конечном потребителе товаров и услуг.
Несмотря на обманчивое впечатление хаоса, на этом рынке действуют свои самые строгие правила ведения дел. Согласно этим правилам, никто не имеет право предлагать более низкую цену покупки или более высокую цену продажи. Это определенным образом предотвращает сговор продавцов или покупателей. Брокеры, устно заключившие сделку и не исполнившие своих обязательств по ней, изгоняются из биржи со всеми соответствующими последствиями для их деловой карьеры. Вышеперечисленные правила заставляют участников рынка быть постоянно начеку с целью заключения самых выгодных сделок.
Кроме того, клиенты биржи обязаны соблюдать анонимность, хотя их брокеры и видят друг друга. Это также позволяет некоторым образом предотвращать ситуации ажиотажа. Среди крупных клиентов не принято также использовать нескольких брокеров по крупным заказам, что помогает в значительной мере избежать подкупа других участников рынка. Только биржевой комитет и Комиссия по надзору за торговлей фьючерсами обладают всей полнотой информации. Цены, формируемые в «яме», принято считать достаточно объективными. Они затем широко используются как базовые в отношении соответствующих товаров.
Лица, представляющие информацию на биржу, несут юридическую ответственность за ее достоверность.
Помимо брокеров в торгах участвуют так называемые «телефонные клерки». Эти сотрудники биржи заняты приемом и оформлением заказов от клиентов. При оформлении заказов на бланках обязательно при помощи штемпеля указывается точное время поступления этих заказов. Заказы от телефонных клерков брокерам передаются курьерами.
Как говорят сами участники торгов, «каждый жест и клочок бумаги работают на совершение сделки».
После того, как продавцы и покупатели через брокеров в «яме» сойдутся в цене, сделка считается состоявшейся. При этом брокеры выкрикивают «Сделано!» или «Исполнено!».
Брокеры имеют торговые карточки, при помощи которых ведут учет всех сделок, которые они заключают за торговый день. Некоторые брокеры специально одеваются в пиджаки яркой расцветки, так как полагают, что это позволит потенциальным клиентам быстрее заметить их самих и, следовательно, их предложения. Некоторые крупные брокерские фирмы учитывают этот психологический фактор и заказывают для своих сотрудников специальную одежду, которая служит визитной карточкой фирмы.
Заявки, поступающие от клиентов, с указанием времени их поступления относятся в специальное помещение для ввода данных, где наборщики вводят всю необходимую информацию в биржевые компьютеры.
Однако в настоящее время в связи с развитием электронной торговли большое количество данных поступает на биржу прямо с компьютеров клиентов и на долю ямы приходится все меньший и меньший объем.
Таким образом, биржевая деятельность, ведущаяся с соблюдением действующего законодательства и биржевого регламента, обеспечивает наиболее рациональное распределение товарных и финансовых потоков, что положительно сказывается на благосостоянии рядового потребителя.